История
 
 
 

Мой Петербург, 2016 год.

 
Дата последнего обновления   09.06.2017

Главная   История   Лепота   Досуг   Личности   Фото    Быт

 
 
 
 

Становление Петербурга

 

 

С первых дней Академии с нею так или иначе были связаны все важнейшие начинания в научной жизни страны: съемка генеральной карты России, под руководством И. К. Кирилова начатая в 1720 году и продолжавшаяся около 30 лет; экспедиции ученых-медиков и естествоиспытателей Г. Шобера на Кавказ (1717 — 1720 гг.) и Д.- Г. Мессершмидта в Сибирь (1719 — 1727 гг.), Первая камчатская экспедиция под руководством Витуса Беринга (1725 — 1729 гг,). Крупным ученым с мировым именем стал приехавший в Петербург двадцатилетним юношей в 1727 г. математик Л. Эйлер; основанный Г.- Б, Крафтом физический кабинет был одним из лучших в Европе,  созданная по проекту Ж-Н. Делиля астрономическая обсерватория по своему оборудованию не уступала другим известным обсерваториям мира. Инструментальные мастерские, возглавляемые А. К. Нартовым, успешно решили трудную задачу создания отечественных инструментов и приборов, обеспечив развитие в России середины XVIII столетия естественных наук.

Однако многие начинания Петра после его смерти оказались под угрозой забвения. За неполных пятнадцать лет на российском престоле перебывало пять монархов - Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иван Антонович, Анна Леопольдовна,— и восшествие каждого из них на трон сопровождалось острой борьбой враждующих политических групп дворянства, вызвавшей даже перенесение столицы из Петербурга в Москву, правда, на короткий срок. 25 ноября 1741 г. петербургская гвардия, совершив государственный переворот и возвела на престол внебрачную дочь Петра  — императрицу Елизавету.

Дворянство В ходе всех этих коллизий неуклонно расширяло свои права, прежде всего право на имения с «крепостными душа-ми», последовательно избавляясь от возложенных на него при Петре строго регламентированных пожизненных обязанностей «служилого сословия». От обязательного прохождения солдатской службы дворян избавил созданный в 1731 году в Петербурге Шляхетский кадетский корпус: «рыцарская академия», размещенная в конфискованном Меншиковском дворце, была привилегированным учебным заведением, готовившим своих воспитанников для военной и государственной службы. Срок этой службы в 1736 году был ограничен 25 годами (формально ее начинали в 10 — 12-летнем возрасте, уходя в отставку а 35 — 37 лет), а один из сыновей в дворянской семье вообще освобождался от службы «для лучшего содержания шляхетских домов и деревень». Наконец, уже при наследнике Елизаветы, Петре III, дворянство добилось манифеста 18 февраля 1762 году «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству», освобождавшего от обязательной государственной службы. Дворянство превратилось по сути в паразитический класс, бесконтрольно распоряжавшийся всей мощью военно-бюрократической машины Российской империи, Эта мощь укреплялась военными победами: Россия улучшила свои позиции на Черном море в ходе русско-турецкой войны 1735 — 1739 гг., выиграла короткую войну со Швецией в Финляндии в 1741 — 1743 годах, в Семилетней войне 1756 — 1763 годах одержала ряд блистательных побед над Пруссией.

Петровское наследие, плоды экономических, социальных, политических, культурных преобразований полностью были поставлены на службу «образованному», «благородному сословию», как оно стало именоваться. Петербург становится столицей дворянской России, ведущим центром дворянской культуры.

С возвращением императорского двора из Москвы возобновляется строительная деятельность в Петербурге. В деятельности Комиссии о Санкт-Петербургском строении, в творчестве архитекторов М. Г. Земцова, И, К. Коробова, П. М. Еропкина, П.- А. Трезини и талантливейшего из мастеров барокко Ф.-Б. Растрелли получила законченную разработку планировка города, определились центральные его ансамбли. Здания позднего барокко, соединившего традиционное еще для московской архитектуры многоцветье фасадов с разнообразным и богатым декором, окруженные регулярны-ми садами, ажурными решетками, храмы с золотыми куполами (было восстановлено традиционное русское пятиглавие) создавали величественный и изысканный образ города. Население Петербурга выросло к середине столетия до 95 тысяч человек (женщины составляли менее 40%), в столице обитало более 2 тысяч дворян, примерно столько же купцов, появились целые слободы, заселенные иностранцами: англичанами — на набережной Невы (за Исаакиевским собором)» французами — на Васильевском острове, итальянцами — между Садовой, Невским проспектом и Фонтанкой. Для удобства сообщения с 1727 года был наведен первый наплавной мост через Неву от Исаакиевской церкви к Васильевскому острову; к 1738 году насчитывалось уже более 40 мостов через реки и каналы.

Город продолжал развиваться как центр промышленности,. торговли, культуры. Возникают новые, и не только для России, отрасли производства: изобретатель отечественного фарфора Д. И. Виноградов начинает выпуск драгоценной посуды на открытой в 1744 году Порцелиновой мануфактуре (в дальнейшем Императорский фарфоровый завод). М. В. Ломоносов в 1755 году основывает Усть--Рудицкую стеклодельную мануфактуру под Ораниенбаумом (ныне г. Ломоносов).

Оживлению торговли, особенно привозными предметами роскоши, способствовал новый таможенный тариф 1731 году, снизивший пошлины до 30%. Россия сохраняла активный торговый баланс: в 1749 году вывоз из страны составлял 6,9 млн. руб., а ввоз — 5,7.  То есть из России по-прежнему вывозили товары, не обеспеченные встречным потоком.

В Петербурге, где сосредоточивались и средства, и богатые заказчики, и центр притяжения «образованного сословия» — императорский двор, создавались совершенно особые условия для деятельности архитекторов, художников, артистов, ученых. В 1729 году был создан придворный оркестр, оркестровые ансамбли и певческие капеллы появились во многих домах знати. С 1730-х годов в императорском дворце действовал оперно-балетнь»й театр; в 1738 году танцмейстер Шляхетского корпуса Ж. Ланде открывает школу балета, положившую начало развитию балетной хореографии в России. В 1740-х годах на Малой Морской улице было выстроено каменное театральное здание, а 30 августа 1756 году талантливый ярославский актep Ф. Г. Волков открывает в столице «Русский для представления трагедий и комедий театр», его директором стал известный драматург и поэт А. П. Сумароков.

Центром не только науки, но и искусства оставалась Петербургская Академия наук. Продолжая традиции художников первой четверти XVIII столетия А. Ф. Зубова, А. И. Ростовцева, запечатлевших облик города петровского времени, к юбилею Петербурга в 1753 году академический гравер замечательный русский мастер М. И. Махаев создает великолепный альбом с видами невской столицы. Академия наук начинает с 1728 года издание первой в городе, городской газеты в Санкт-Петербургские ведомости, а затем, с 1755 года, — первого общедоступного журнала «Ежемесячные сочинения, пользе и увеселению служащие». Делом Академии была и организация  массовых празднеств, фейерверков и иллюминаций, торжественного оформления города в праздничные дни. Продолжались и серьёзные научные исследования: Великая сибирская экспедиция 1733— 1743 годах под общим руководством В. Беринга, давшая русской науке «Описание земли Камчатской С. П. Крашенинникова, «Путешествие- по Сибири» и «Флору Сибири» И.-Г. Гмелина, «Историю Сибири Г,-Ф. Миллера, открытия С. Челюскина. Д. и Х. Лаптевых, В. Прончищева. Характеризуя изданный в 1745 году Академический атлас России, Л. Эйлер писал: «География Российская приведена гораздо в исправнейшее состояние, нежели география немецкой земли». С 1745 rода профессором и академиком Петербургской Ака-демии наук стал М. В. Ломоносов.

Многоплановая деятельность М. В. Ломоносова охватывала химию и математику, физику и геологию, астрономию и ботанику, философию, языкознание и историю; ero открытия изобретения были внедрены в металлургию, горное дело, производство стекла, Фарфора, красок. Он был создателем «Российской грамматики, заложившей основы нормативов русского языка, им же была разработана на русском материале теория трех стилей  литературного классицизма. М. В. Ломоносов и ero единомышленник И. И. Шyвaлов (договорились по созданию в 1755 г. Московского университета) выступили инициаторами организации в Петербурге нового центра искусства и образования — Академии «трех знатнейших художеств — живописи, скульптуры и архитектуры».

Петербургская Академия художеств была основана в ноябре 1757 году, возглавил ее И. И. Шувалов Среди первых З6 студентов (набранных в Московском университете и из петербургских солдатских детей) имена выдающегося архитектора В. И Баженова, ху-дожников А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотова, скульптора Ф. и Шубина н других прочно вошли в историю русского искусства. Первыми преподавателями были в основном иностранцы — живописцы Ле Лорреч и де Велли, Лагрене, скульптор Н. Жилле, гравер Г.-Ф. Шмидт; почетным членом Академии стал М. В. Ломоносов как первый в России художник-мозаист, преподавать начали и первые выпускники — А. П. Лосенко, Г. И. Козлов, 8. И. Баженов и другие.

Русская литература середины XVIII века неразрывно связана с именем М. В. Ломоносова: «Петром Великим русской литературы»  назовет его позднее великий критик-демократ В. Г. Бепинский. В поэтическом творчестве Ломоносова, пронизанном просветительским пафосом и глубокой верой в неисчерпаемые силы и светлое будущее своей страны, нашли яркое и при этом подлинно национальное выражение высокие гражданственные идеалы русского «патриотизма».

Соратником Ломоносове по созданию русского литературного языка был В К Тредиаковский, поэт, переводчик, филолог. В его наследии особо должна быть отмечена переведенная им тридцати-томная «Древняя история Шарля Роллена». Воплощавшая политические и этические нормы французских просветителей, она стала своеобразной школой морали, на которой выросли новые поколения передовой дворянской интеллигенции, вплоть до декабристов.

В 1762 года в результате очередного дворцового переворота был убит император Петр lll и на престол взошла его жена Екатерина II, возглавлявшая переворот. В годы ее правления России были возвращены белорусские и западноукраинские земли (1772, 1793, 1795 гг.). Успешные русско-турецкие войны (1768 — 1774 и 1787 — 1791 гг.) окончательно утвердили Россию на Черном море„ были присоединены обширные области Новороссии и Крыма, плодородные черноземные Земли делились на имения и заселялись крепостными «на вывод» основывались новые города. Защиты российского государства просили Грузия и Армения. Страна раскинулась на 17 млн. кв. км.

Рост промышленности, торговли, городов и городского населения сопровождался возраставшей эксплуатацией крепостного крестьянства. Ответом были нараставшие крестьянские волнения. Крестьянская война I773 — 1775 годов под руководством Е. И. Пугачева потрясла до основания феодальный строй России.

Разгромив восстание, правительство Екатерины II в 1775 году провело  реформу губернского управления, значительно усилившую позиции дворян в полицейско-бюрократическом аппарате, Наступил «золотой век» российского дворянства, которое окончательно превратилось в привилегированное обособленное сословие имевшee все права и освобожденное от всех обязанностей. Одновременно феодально-абсолютистская монархия пошла и на некоторые уступки «третьему чину», третьему сословию, нарождающейся городской буржуазии: в 1775 году купечество, организованное в гильдии, было освобождено от подушной подати; жалованная грамота городам в 1785 году, распределяла горожан на шесть имущественных разрядов и вводила сложную систему городского самоуправления.

Петербург, центр политической жизни России, превращался и в один из крупнейших городов страны. Численность его  населения в !765 году составляла  150 тысяч человек. K концу столетия достигла 220 тысяч и уже не уступала численности населения Москвы. Появились новые крупные предприятия: чугунолитейный завод Берда, стеклянный завод Потемкина, росло производство на Адмиралтейских заводах (крупным промышленным комплексом становились Ижорские заводы Адмиралтейства), на «Арсенале», Пороховых заводах, казенных и частных мануфактурах. Росла численность наемных рабочих, однако в 1790-х годах треть населения столицы относилась к бюрократическому аппарату, армии и флоту.

Возросший государственный престиж должна была отразить величественность монументальных архитектурных сооружений, Интенсивно развивалась и культурная жизнь столицы, наука, образование, В 1764 году по инициативе И. И. Бецкого было основано первое женское учебное заведение в России - Смольный институт благородных девиц: по его же проекту в 1770 году был открыт Воспитательный дом, в 1774 году - Горное училище (в дальнейшем - Горный институт, одно из старейших в мире геологических учебных заведений); в 1783 году - Главное народное училище для подготовки учителей. Новые учебные заведения, академик, институты-пансионаты, театры, библиотеки требовали зданий, выражавших идеалы «просвещенной монархии», декларирующей свое служение «всеобщему благу». Строгие и величественные формы архитектуры классицизма с предельной полнотой выражали эти общественно-эстетические идеалы.

В декабре 1762 году была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, руководил ее архитектурной частью видный зодчий А. В. Квасов. Начинается строительство гранитных набережных Невы, Фонтанки, а затем других рек и каналов центральной части города. Рядом с Зимним дворцом возводятся эрмитажные здания; постройки Ю. М. Фельтена, А. Ринальди, А. Ф. Кокоринова, Ж.-Б. Валлен-Деламота, Д. Кваренги появляются на берегах Невы. Завершается оформление невских набережных сооружением и открытием 7 августа 1782 года на месте первоначальной Исаакиевской церкви, возле Адмиралтейства, памятника основателю города Петру I - Медного всадника. К концу столетия Петербург приобретает неповторимый, величественный и прекрасный облик «Северной Пальмиры», становится воплощением непреходящих эстетических ценностей, выраженных средствами зодчества.

Лучшие духовные силы страны, сосредоточенные в этом городе, создавали невиданное ранее разнообразие и богатство форм культуры, художественного творчества, выражавших в лучших своих проявлениях не узкосословные, а высшие национальные стремления и идеалы. Они воплощаются в новых жанрах искусства. Школу русской исторической живописи основал А. П. Лосенко, произведения его учеников И. А. Акимова, П. И. Соколова, Г. И. Угрюмова величественными образами отечественной истории воодушевляли общественное сознание накануне наполеоновского нашествия. Те же темы наряду с образами выдающихся современников воплощали русские скульпторы Ф. И. Шубин, Ф. Г. Гордеев, М. И. Козловский, И. П, Мартос. Значительным явлением становится русская портретная живопись в работах Д. Г, Левицкого и его учеников — В. П. Боровиковского, П, С, Дрождина, С. С. Щукина; становление русского пейзажа связано с творчеством С. Ф. Щед-рина, И. М. Иванова, виды города создает Ф. Я. Алексеев, а крестьянской жизни посвящены полотна крепостного художника М. М, Шибанова и И. А, Ерменева, свидетеля, если не участника, штурма Бастилии в Париже 14 июля 1789 года.

Академия художеств стала не только творческим и учебным, но и просветительским учреждением, художественным музеем: здесь сосредоточилась коллекция гипсовых слепков античной скульптуры, моделей древнеримских архитектурных памятников и наиболее значительных произведений петербургского зодчества. Первые собрания западноевропейской живописи, античной скульптуры, резных  камней появились в 1769 году во «вновь построенном Эрмитаже:, положив начало этому одному из крупнейших музеев мира.

В 1783 году на Театральной площади был выстроен Большой каменный театр «для комедий, трагедий, опер, концертов и маскарадов»: здесь, как и в Придворной певческой капелле, выступали первые российские музыканты, певцы и композиторы нового времени — Д. Бортнянский, Ф, Полторацкий, С. Березовский; драматическая труппа под руководством И. А. Дмитревского ставила комедии Мольера и трагедии Расина, произведения А, П. Сумарокова.

Вопросам искусства, науки, литературы, общественной жизни посвящают свою деятельность возникающие в Петербурге общества, например, Вольное экономическое общество, основанное в 1765 году дворянами, озабоченными проблемами экономического раз-вития страны; здесь обсуждались передовые идеи философов французского просвещения Монтескье, Дидро, Вольтера. Кружок переводчиков в Шляхетском корпусе перевел и издал несколько десятков книг, и здесь на русском языке излагались и развивались прогрессивные общественные и художественные идеи; кружок любителей театра сформировался вокруг И. П. Елагина, его членами были Д. И. Фонвизин, М. Д, Чулков — автор плутовского романа «Пригожая повариха» (1770); в Петербурге зарождалась русская романистика, комическая опера, бытовая комедия и «комедия нравов», лучшими образцами которой стали фонвизинские «Бригадир» (1769) и «Недоросль» (1782).

Сатирический журнал «Всякая всячина», основанный в 1769 году императрицей (издателем числился ее секретарь Г. В. Козицкий), дал повод для появления великолепного каскада сатирических журналов Н. И. Новикова — «Трутень» (1769 — 1770), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772 — 1773), «Кошелек» (1774). В одном из номеров «Живописца» вышел анонимный «Отрывок из путешествия...», словно предвосхищавший знаменитое сочинение А. Н. Радищева или, может быть, бывший первым его наброском. Близкие новиковским взгляды разделяли издатели выходивших в те же годы журналов «Смесь», «Адская почта» (Ф. А. Эмин), «И то и се» (М. Д. Чул-ков), «Старина и новизна» и «Ни то ни се» (В. Г, Рубан), в восьмидесятых годах их сменили «Санкт-Петербургский вестник» Е. Р. Дашковой, «Собеседник любителей российского слона», «Беседующий гражданин», затем начинается издание журналов И. А. Крылова «Почта духов» (1789). «Зритель» (1792), «Санкт-Петербургский Меркуркй» (1793). Великий русский баснописец был одним из создателей отечественной журналистики, ему, как и другим его соратникам, борьба за передовые общественные позиции могла дорого обойтись. В своих произведениях екатерининской поры Крылов в одном ряду с Новиковым, Фонвизиным, Радищевым выступал как последовательный сторонник просвещения, обличавший паразитизм и бесчеловечность крепостников,

Высокая гражданственность, сознание ответственности за судьбы народа, ненависть к угнетению и презрение к угнетателям, в высшей степени свойственно русской литературе, первое свое выражение в поэзии, прозе публицистике нового времени находили прежде всего в произведениях петербургских литераторов той поры.

 

Источник: "Ленинград. Путеводитель". Лениздат, Ленинград, 1987 год.

Статьи о городе

Путь на Балтику

Здесь будет город заложен

Строительство Петербурга при Петре Первом и реформы в России

Северная столица

Становление Петербурга

Первые революционные проявления в дворянской среде России

Статьи

Первые тайные общества в России

Протестное движение в России при правлении Николая Первого

Революция сверху Александра Второго

Протестное движение в России при правлении Александра Второго

Реформы Александра II

Покушение Каракозова на Александра II

Покушение Березовского и Соловьева на Александра Второго

Другие проекты

Целитель природа

Мир поэзии

 
 
 

Мой Петербург