История
 
 
 

Мой Петербург, 2016 год.

 
Дата последнего обновления   09.06.2017

Главная   История   Лепота   Досуг   Личности   Фото    Быт

 
 
 
 

Реформы Александра II в экономике России

 

 

Период правления Александра II неоднозначно воспринимается современными историками. Некоторые из них полагают, что экономика страны при этом императоре откатилась назад и как вывод - не надо было ничего ломать в устройстве государства, пусть бы крепостничество оставалось в России еще на неопределенно долгое время. Оно (крепостничество), якобы себя еще не изжило, логика их туманна, но таких исследователей, стоящих за крепостное право не много. Подавляющее большинство ученых считает, что глубинные преобразования Александра II заложили мощный фундамент под отечественную экономику, произвели  необратимые перемены во всех сферах жизни российских подданных. В деревне был дан ход расслоению крестьянства по материальному признаку, формировался слой быстро богатевших хозяев (сельские кулаки) - буржуа и бедняков (батраки) - пролетарии. В результате промышленное производство получило постоянный приток  дешевой рабочей силы. Что в свою очередь обусловило рост городов и как следствие послужило росту внутри-российского рынка. Все это, в купе, дало мощный толчок развитию промышленного производства. Упрочнились традиционные отрасли производства, рождались новые - угольная, нефтедобывающая, машиностроение; огромное пространство страны пронизывали линии железных дорог. Росли сословия предпринимателей и рабочих. Таким образом, отмена крепостного права дала толчок развитию экономики страны, промышленному производству и социальному переустройству в империи. 

Последующие реформы 60—70-х годов улучшили правовые условия для развития производительных сил и дали начало переходу от феодальных общественных отношений к капиталистическим. Обязательным условием реформации народного хозяйства  было создание соответствующей инфраструктуры - грунтовых и железных дорог, каналов, портов, средств связи. В России вопрос дорог всегда стоял особенно остро, отсюда строительство железных дорог стало первейшей задачей государства. К их строительству  широко привлекался частный капитал, в том числе иностранный. Центром железнодорожной сети стала Москва. Принято считать началом железнодорожного сообщения в России пуск в эксплуатацию Царскосельский железной дороги в 1837 году, соединившей Петербург с Царским селом и Павловском. В действительности первые железные дороги поострены были на Алтае и Урале в конце
XVIII – начале XVIV веков. Они предназначались для перевозки руды с рудников на металлургические заводы. Здесь уместно вспомнить, что 1834 году на Нижнетагильском заводе крепостными механиками Черепановыми был сконструирован первый в России пароход (паровоз).

 

В первую очередь связали железнодорожным сообщением две столицы страны. Важное значение имело строительство дороги от Москвы до Нижнего Новгорода (открыта в 1862 году). Эта дорога связала балтийские порты, Санкт-Петербург, Москву с Нижегородской ярмаркой и Волжским бассейном – основными водными путями России. Затем вошла в строй дорога, связавшая Москву с южными хлебородными губерниями (Москва - Рязань - Козлов - Воронеж). От Рязани линию  продолжили до Самары, а затем и до Урала.

В пореформенные годы снизился тем строительства грунтовых дорог. Ресурсов у государства не хватало на одновременное строительство железных и грунтовых дорог. Все-таки экономика страны находилась в стадии перестройки. А что это такое мы с вами хорошо знаем, благодаря нашим великим реформаторам.

Переход к принципу использования вольнонаемной рабочей силы на производствах вызвал временное снижение экономических показателей предприятий. Но вскоре промышленное развитие пошло по восходящей линии. В середине 60-х годов в России наблюдался подъем предпринимательства. Даже офицеры нередко подавали в отставку и пускались в частное предпринимательство. Правительство закрыло или приватизировало некоторые убыточные казенные предприятия.

Самых значительных успехов в эти годы испытывало текстильное производство, которое тогда было ведущей отраслью отечественной промышленности (и не только отечественной, во всех развитых странах на первом месте было текстильное производство). За два десятилетия пореформенных лет потребление хлопчатобумажных тканей на душу населения  в России удвоилось. Хлопок вытеснял лен.

Росло производство пищевых продуктов, так среднедушевое потребление сахара за эти же годы также удвоилось,  (до 2 кг в год в начале 80-х годов). По нашим запросам – это очень мало. Но тогда, тогда сахар начали отправлять в Европу. Конечно не от сладкой жизни, экспортных товаров было мало. 

Очень трудно и сложно приспосабливались к новым условиям  в металлургической промышленности, где необходимо было перейти к вольнонаемному труду, и произвести техническое перевооружение. Сложность заключалась в том, что хозяева предприятий не стремились вкладывать (инвестировать) деньги в отечественное производство. Они жили в столицах и за границей, в то время котировался Париж. Все фартовые Мишели и Веранды имели российское происхождение. Доходы свои они вкладывали в заграничную недвижимость, в обновление своих гардеробов и интерьеров квартир, их денежные средства аккумулировались в заграничных банках. Если эмигранты открывали предприятия, то стремились делать это в западной Европе. На российские предприятия денег у них не хватало. Производство чугуна и стали, в первые годы после отмены крепостного права, снизилось. Лишь в 187О году выплавка чугуна достигла уровня 1860 годов. Медленные темпы роста производства в черной металлургии сохранялись и в последующие годы. Тому причиной было недостаточное финансирование переоборудования  металлургической промышленности на Урале.

 

Надо сказать, что металлургия очень емкое и затратное производство, требующее больших капитальных вложений. Параллельно Уральскому промышленному округу получила развитее горная и металлургическая промышленность в Донецком бассейне. Набирала темп нефтедобыча в Баку. Быстро росло машиностроение в Прибалтике и Санкт-Петербурге. Начиная  со второй половины 70-х годов отечественное машиностроение обеспечивало железные дороги подвижным составом, флот пополнялся металлическими судами, на паровом ходу, изготовленными на российских предприятиях. 
Растущая экономика России, как принято ныне говорить, интегрировалась в мировую экономику. Наряду с положительным эффектом от интеграции – расширение рынка, она получила и отрицательный заряд, испытав колебания ее конъюнктуры. 

В первое пореформенное 20-летие сформировались основные производственные базы в России – Московская, Петербургская, Уральская и Южная. Московская база специализировалась на  текстильном производстве, Санкт-Петербургская – на металлообработке и машиностроении, Уральская и Южная – на металлургии. Постепенно на производстве ручной труд заменялся машинным,  работающим на паровой или электрической энергии.  Возникали и развивались новые центры промышленного производства. Железные дороги выхватывали из глубинки города и села и подключали их к промышленному производству. Так из села Иванова и Вознесенского посада Шуйского уезда Владимирской губернии  сложился город Иваново-Вознесенск (Иваново), как крупный центр текстильной промышленности. Стремительно развивался Ростов-на-Дону, ставший крупным портовым городом.  Промышленные районы тесным кольцом роились вокруг Петербурга. В самом Петербурге в это время насчитывалось 667 тысяч жителей. Он превратился в город с очень резкими социальными контрастами. Где в соседстве с блистательным шиком влачила жалкое существование неприкрытая нищета и убогость. Москва быстро нагоняла Петербург по числу жителей (601 тысяч  человек) и тоже превращалась в промышленно-капиталистический город. Третьим по величине городом в то время была Одесса, население которой превысило 100 тысяч человек.

 

В Сибири в пореформенный период самым большим городом стал город Тюмень (33 тыс. жителей). Большой Сибирский тракт, проложенный в середине XIX века, сделал его основным центром сибирской торговли. Промышленность сибирского города специализировалась на кожевенном производстве. В городе действовала крупная Васильевская ярмарка, и проводилась международная жировая ярмарка.

 

Рабочий класс, скапливавшийся в крупных городах, в своей массе состоял из пришедших на заработки крестьян. На время сезонных сельских работ: сева, покоса и жатвы они возвращались в свои деревни. В это время останавливались многие фабрики. Со временем формировался кадровый состав рабочих, который оседал в городах и терял связь с деревней.  В 60 - 70-е годы рабочие, не связанные с землей, составляли еще небольшое ядро рабочего класса. Обычно это были высокой квалификации рабочие.



В целом же промышленное развитие России в первое пореформенное двадцатилетие шло успешно. И не было причин утверждать обратное. Развитие промышленности характеризовалось естественной взаимосвязанностью. Торговля определяла потребности рынка, запросы людей. На этих данных формировалась легкая промышленность. На основе потребностей легкой промышленности и торговли развивались транспорт и тяжелая промышленность.

В конце 1870 - начале 1880-х годах Россия вошла в полосу промышленного роста. И хотя ее и не миновал разразившийся в 1873 году мировой промышленный кризис. По темпам развития тяжелой промышленности Россия вышла на первой место в мире. Одним из локомотивов промышленного подъема являлось масштабное железнодорожное строительство и развитие пароходства. Железные дороги, в свою очередь, способствовали развитию и углублению внутреннего товарного рынка.

В сельском хозяйстве России в пореформенный период значительно увеличился товарный характер производства продуктов, сформировалась региональная специализация. Черноземье и Новороссия - товарное производство хлеба, Север и Северо-восток - мясомолочное скотоводство, Центрально-промышленный район - картофель, лен и другие технические культуры. Экспорт  зерна из России за 20 лет увеличился в 3 раза и составил в 1881 году 202 млн. пудов. Из этого факта, конечно, не следует делать вывод о том, что все население в России имело в достатке хлеб.  Хлеб – надежный экспортный продукт во все времена. Цены на хлеб на мирном рынке держались относительно стабильные. Строительство железных дорог обеспечило его подвоз к морским портам. Отсюда и увеличение продажи ценного пищевого продукта за границу. В мировом экспорте хлеба Россия твердо занимала ведущее место. 

Основными производителями хлебного зерна для экспорта были помещичьи усадьбы.  В руках помещиков находились огромные земельные площади.  После отмены крепостного права помещикам пришлось перестраивать свое хозяйство на рыночных началах. Они имели возможность организовать систему хозяйства, переходную от барщинной к капиталистической. После освобождения от крепостничества крестьяне по-прежнему оставались в распоряжении помещиков. Получив личную свободу, материально они продолжали полностью от него зависеть. Крестьяне обрабатывали помещичью землю своим рабочим скотом и инвентарем. Подобные формы эксплуатации получили название полукрепостнических. В Нечерноземье, где была возможность заработать на отхожем промысле в ближайшем городе, отработки не получили большого распространения. Здесь помещики получали от крестьян денежную плату. Им  не было надобности заниматься своими усадьбами, по этой причине их землевладения постепенно приходили в упадок, и земли постепенно скупались крестьянами. 

Передовые помещики пытались обустроить свое хозяйство по-новому. Они заводили собственный рабочий скот и инвентарь, покупали сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих, применяли передовые методы агротехники. Но эти формы хозяйствования приживались нелегко. Им составляла конкуренцию  кабальная форма эксплуатации дешевой рабочей силы крестьян. Большинство помещиков предпочло не вкладывать средства в свои земельные угодья. Получаемые от использования земли денежные средства они предпочли не тратить на модернизацию хозяйства, а попросту прожить, растратить их. Многие из них уехали за границу, другие переселились из провинции в столицы. Полученных денег им не хватало на роскошную жизнь. Они закладывали и перезакладывали свои имения.  К началу 1880-х годов пореформенный долг помещиков составлял 400 млн. рублей и продолжал неуклонно нарастать. Таким образом, в целом в пореформенное время помещичье хозяйство вступает в полосу глубокого кризиса. Стараясь избавиться от долгов, помещики продавали свои земельные владения. В 1859 - 75 годы ими продавалось по 517 тысяч десятин ежегодно; в 1875 - 1879 годах - по 714 тысяч десятин. Значительную часть продаваемой земли перекупали более удачливые их коллеги, а так же  земли покупались крестьянскими общинами и отдельными зажиточными крестьянами.

В пореформенное 20-летие наметилось два пути преобразования сельского хозяйства в России. Центрально-земледельческий регион вступил на путь перестройки хозяйства с сохранением крупного помещичьего землевладения. В степных районах Заволжья и Северного Кавказа преобладал предпринимательский способ ведения хозяйства.  В этих местах зажиточные крестьянские семьи покупали землю и конкурировали равнее с помещиками в производстве и продаже хлеба.  В их хозяйствах широко применялся наемный труд сельских батраков из разорившихся дворов. Расслоение крестьянства приняло  необратимый характер. Промежуточный слой крестьянства между зажиточными и беднотой составляли середняки. Между середняками и беднотой не было четкой обозначенной грани. Эти два социальных слоя, плотно спаянные, составляли основную массу крестьянского населения. Бедность крестьян в современной историографии принято объяснять запойностью, ленью и убогостью самих крестьян. Что, конечно, не соответствовало действительности. В подтверждение можно могу привести данные по тогдашней столице мира – Лондону, ныне «Лондостан». Нищие составляли в этом блистательном городе 7,5 %; бедные – 22%: люди с заработком ниже среднего 51,1%. В сумме все названные категории людей тянули на 81%. Обвинить в пьянстве, лени и других  подобных грехах  81% городского населения столицы Великобритании – владычице всех морей и океанов, видимо, наши эксперты от истории не посмеют. Им придется согласиться с тем, что существовавшие тогда общественные экономические отношения были далеки от совершенства. Российские  крестьяне находились под двойным гнетом: они обязаны были платить выкупные за землю, причем оцененную значительно дороже ее рыночной стоимости, и податной налог.

Государственный управляющий аппарат еще не мог дотянуться до каждого  хозяина двора в отдельности, поэтому крестьян держали вместе связанных общинными обязательствами. По Положению от 1861 года община получила статус сельского общества. Она же выполняла функции  низшей административной единицы. Община распределяла землю среди своих членов, устанавливала правила использования общественных пастбища и леса, распределяла налоги и поддерживала  порядок на подведомственной ей территории.

Высшим управляющим органом общины был сельский сход. Сход выбирал старосту, который исполнял решения схода и распоряжения волостного старшины и  мирового посредника. Согласно положения  на сельский сход должны были являться домохозяева. 

Землей в общине крестьян наделяли  чересполосно, когда каждый двор, в зависимости от числа едоков, получал полосы земель разного качества. Земли периодически перемеряли. Земля постепенно переходила во владение зажиточных семей. В нечерноземной полосе крестьянский надел приносил небольшой доход и потому мало интересовал своего владельца. Крестьяне зачастую бросали землю и сосредотачивались на отхожем промысле. Однако и в этом случае они обязан был платить налог и выкупные за землю, к которой были приписаны. 

После отмены крепостного права русская деревня испытала мощный демографический взрыв. Сказалось появление земской медицины, что сократило младенческую и детскую смертность. Появилась личная свобода, способствовавшая увеличению рождаемости. В Нечерноземье увеличение семей вело к увеличению рабочих рук и как следствие - семейного заработка. В Черноземной же зоне увеличение числа едоков вело к дроблению земельных участков. Отход на заработки в города здесь был не возможен, так как соседние города были малочисленными и не имели промышленных предприятий. Переселение в Сибирь и на Дальний Восток  искусственно сдерживалось властями, опасавшимися, что помещики лишатся необходимого количества дешевых рабочих рук. За первые три десятка лет, после реформы средняя величина крестьянского надела по европейской части России уменьшилась вдвое, по Черноземью и того больше. Крестьяне теряли землю. 

В семидесятых годах 19 столетия на европейский рынок стало поступать американское зерно. Что привело к падению цен на этот вид продуктов.  Разразился мировой сельскохозяйственный кризис. Он больно аукнулся российскому Черноземью.  Резко уменьшились  помещичьи запашки, сократилась потребность в рабочей силе. Поднялась цена аренды земли (таким образом, помещики пытались компенсировать убытки от сокращения продаж зерна). Аренда становилась недоступной крестьянам. Вдобавок большую территорию России охватили неурожаи. Надо сказать, что обширная территория России находится в разных климатических условиях. По этой причине сплошного неурожая в России никогда не было. Неурожаем охватывалась какая-то часть ее территории. Неразвитость путей сообщения и не принятие скорейших контрмер способствовали развитию страшного последствия неурожая - голода среди населения пострадавших районов. Так в 1873 году страдала от голода левая сторона Поволжья - самарско-оренбургская, на правой стороне - саратовской - был редкий урожай и хлеб не находил сбыта даже по низким ценам. То же самое наблюдалось в 1884 году в Казанской губернии, когда казанские семьи питались всяческими суррогатами еды, на волжско-камских пристанях той же Казанской губернии гнили 1720000 четвертей (примерно 269610 тонн) хлеба. Крестьянский двор представлял автономную экономическую единицу. Если двор испытывал недостаток зерна, то помочь ему можно было только извне. Самостоятельно крестьяне не могли купить на стороне недостающее зерно, по причине отсутствия денежных средств.

 

В неурожайные годы Нечерноземье начало расширять посевы  технических культур: льна, конопли (технический сорт), картофеля и другие. Стало переходить от трехполья к многопольному севообороту. В Черноземье пошла волна разорений крестьянских дворов. До 50% крестьян были без тягла,  остальные имели, как правило, лишь одну рабочую лошадь. Крестьяне на свой страх и риск самовольно  переселялись в Сибирь и на ДВ. Власти делали вид, что не замечали этого.

В пореформенное время правительство империи испытывало острый недостаток финансовых средств. Важнейшим направлением его усилий в области финансов было сдерживание разрастающегося дефицита бюджетных средств. Путем жесткой экономии денег и контроля над  расходами и доходами, удалось дефицит бюджета свести к нулю.

Официальной денежной единицей в России был серебряный рубль. Его брутто вес составлял 20 граммов, нетто (вес чистого серебра) 18 граммов, диаметр монеты равнялся 38 мм. Тысяча таких монет имела вес двадцати килограммов. Параллельно рублю обращались бумажные деньги – кредитные билеты, а также денежные суррогаты – векселя и другие ценные бумаги. В обороте находились и мелкие медные монеты, в качестве разменных денег.

Не менее важной представлялась задача удержания от расстройства денежную систему страны. Другими словами следовало поддерживать курс бумажного рубля к металлическому в разумных пределах. Этого можно было добиться путем  восстановление обмена кредитных билетов на серебро, прерванного после начала Крымской войны. Запас металлических рублей к 1875 году достиг 160 млн. рублей. Однако вереница неблагоприятных обстоятельств (падение доходов от хлебного экспорта, отлив иностранного капитала из России после краха в середине 1870-х годов ряда крупных банков во главе с Московским коммерческим ссудным банком и русско-турецкая война 1877 - 1878 годов) не позволили реализовать этот план. Правительству Империи  вновь пришлось включать печатный станок и увеличивать количество кредитных билетов. Собственное производство серебра в России находилось на  мизерном уровне, получить этот металл в требуем количестве она могла, только купив его на международном рынке, предварительно продав экспортный товар, ассортимент такого товара был неширок – продукты питания и сырье, для промышленности, выращенное на полях. Использовало имперское правительство заемные денежные средства, причем занимало и в нутрии государства, и вне него. На 1880 год суммарный долг российского правительства составлял 4314,6 млн. рублей. Для сравнения долг Британской империи равнялся  6338,6 млн. рублей; Франции – 5589,7; Испании – 3358,2; САСШ – 3038,0: Италии – 2618,5 и так далее.



Много серебра и иностранной валюты вывозилось из страны российской аристократией. Так, в своих письмах издатель и писатель Салтыков-Щедрин упоминает ежегодные поездки его семьи в Париж. На одну поездку в европейскую столицу его семейство тратило в пределах 4000 тысяч рублей (по курсу серебра) или 80 килограммов металлических рублей. Для сравнения: зарплата  наемного работника в те годы не поднималась выше 150 рублей в год. Чтобы совершить такую поездку, наемному работнику надо было копить деньги (20 %  ежегодно от зарплаты) 133 года.

 

 

 

Статьи о городе

Путь на Балтику

Здесь будет город заложен

Строительство Петербурга при Петре Первом и реформы в России

Северная столица

Статьи

Первые тайные общества в России

Протестное движение в России при правлении Николая Первого

Революция сверху Александра Второго

Протестное движение в России при правлении Александра Второго

Реформы Александра II

Другие проекты

Целитель природа

Мир поэзии

 
 
 

Мой Петербург