Быт
 
 
 

Мой Петербург, 2015 год.

 
Дата последнего обновления   17.01.2018

Главная   История   Лепота   Досуг   Личности   Фото    Быт

 
 
 
 

 Быт в Санкт - Петербурге

     

 

Обзорная статья

 

 

"Бытие определяет сознание" - любимое изречение исчезающего класса гомо сапиенс - материалистов. Идеалисты толкую иначе: "Сознание - определяет бытие. Но и те и другие сходятся в том, что быт человека определяется его социальным положением. В свою очередь бытовая сторона жизни людей отражает социальные реалии общества и государства в целом. Бытовая сторона Санкт-Петербурга в этом случае не является исключением при том, что социальный спектр населения города обширен. Санкт-Петербург - город контрастов, как впрочем и любой другой крупный город.

По числу жителей Санкт-Петербург занимает третье место в рейтинге городов Европы, пропуская вперед Москву и Лондон. На 1 августа 2015 года численность петербуржцев составляла 5193,7 тысяч человек, что позволяет Санкт-Петербургу находится в числе крупнейших городов мира. Численность население города растет, причем растет не только за счет прибывающих мигрантов, но и естественного прироста, что в двойне отрадно на фоне минусового прироста в городах Европы. Прирост населения города, в данном случае, можно рассматривать как положительный фактор, характеризующий общие условия проживания в городе и бытовые в частности.

Усилиями многих поколений в Санкт-Петербурге построено более 48 тысяч жилых домов общей площадью более 119,7 млн. квадратных метров жилья. На одного петербуржца приходится в среднем 23,8 квадратных метра.  Квартиры как принято в городах страны имеют коммунальное оборудование: электричество, водопровод, канализацию, центральное отопление, газ, централизованную подачу горячей воды (дома поздней и новой застройки), в центральной части города горячую воду получают в газовых или электрических водонагревателях. Куб холодной воды для населения стоит 23,13 рубля; киловатт час электроэнергии - 3,84 рубля; газ 58 рублей в месяц на человека. 

Средняя начисленная заработная плата петербуржца в 2014 году по данным Петростата составляла 40 тысяч рублей в месяц. Наиболее высоко оплачиваемы являлись работники сферы добычи полезных ископаемых - 118165 рублей. Надо понимать, что ископаемые добываются там, где и положено их добывать – в местах залежей, а управления добывающих предприятий находятся в черте города. Затем почти с двукратным отставанием идут работники финансовой деятельности 68682 рубля. В обрабатывающей промышленности зарплата составила 42755 рублей. Ниже всех оказалась зарплата у работников гостиниц и ресторанов – 21631 рубля.

Средняя величина заработанной пенсии пенсионера по старости – 13061 рубль, социальная пенсия – 7124 рубля. Всего в городе 1,4 млн. пенсионера. Численность экономически активного населения 2,9 млн. человек. Безработных 39 тысяч человек. Заявленная потребность предприятий в работниках на август 2015 года составляла 64,3 тысячи человек, таким образом, на одно вакантное место работы приходилось 0,4 соискателя работы.

Прожиточный минимум для трудоспособного человека – 8811 рублей, для пенсионера – 6349 рублей, для ребенка – 7706 рублей.

Санкт-Петербурге обеспечен всеми видами общественного транспорта, включая метро, трамвайный, троллейбусный, автобусный,  такси м велосипедный.

Большую роль в системе транспортного сообщения в Санкт-Петербурге играл водный транспорт. Ведь город  возводился как морской портовый город. С момента строительства первых зданий ко всем постройкам и районам города обеспечивалась максимальная доступность водным транспортом. До строительства сухопутного пути между Санкт-Петербургом и Москвой транспортное сообщение с остальной Россией осуществлялось по реке Неве через Верхневоложскую водную систему.

По всему городу были сооружены пристани, причалы, порты. Фактически вся береговая линия имела различные причалы, расположенные на небольшом удалении друг от друга. Все крупные предприятия города сообщались были вовлечены в единую водную систему. По воде осуществлялись раздельные перевозки грузов и пассажиров.

По состоянию на настоящее время город обладает большим количеством пристаней, причалов и портов.

С начала 2000 годов неоднократно совершались попытки наладить движение внутригородского водного транспорта. Но после нескольких лет работы перевозки были признаны убыточными и их прекратили. Осуществляются только работа туристических маршрутов. Так от пристаней у Эрмитажа, Медного всадника и Кунсткамеры в Петергоф ходят быстроходные суда на подводных крыльях — «Метеоры» и «Ракеты». Многочисленные прогулочные суда курсируют по водным путям города.

Первым общественным транспортом в городе были извозчики. Экипажи извозчиков красились в желтый цвет, а его возничий должен был иметь на головном уборе желтую ленту и специальный знак с номером, выдававшийся полицией. Обычно извозчиков нанимали приказчики, чиновники, учащиеся и мелкие служащие. Выделялась среди извозчиков группа, так называемых «лихачей», экипажи их были комфортнее, лошади справнее, возничий выглядел более солиднее, чем обычный возничий. Проезд на «лихаче» стоил дороже обычной поездки. Такой вид транспорта могли себе позволить только состоятельные люди.

В 1860 году в Петербурге открылась первая линия конной железной дороги (конки). Конка представляла собой вагончик на колес, который катила по рельсам пара лошадей со скоростью пешехода -5-6 верст в час. Маршруты конки охватывали весь город, к началу 1900 года действовало уже около 30 линий. Конкой пользовались мало обеспеченные люди.

В 1907 году начал работать первый электрический трамвайный маршрут Санкт-Петербурга : Александровский сад – Конногвардейский бульвар – Кронштадтская пристань. Скорость трамвайного вагона на электротяге была выше, чем на конке, что выгодно его отличало от нее, к тому же вагоны у него были удобнее и красивее. Вагоновожатый и кондуктор были одеты в форменную одежду, надо заметить тогда все, за исключением крестьян, ходили в форме. Вскоре трамвай стал основным общественным транспортом, вытеснив конку и сильно потеснив извозчиков. Извозчики первоначально делали нападения на трамвайные вагоны, бросали в них камни, били стекла, повреждали конструкции, травмировали пассажиров трамвая, но прогресс победил. Гужевому транспорту пришлось потесниться.

11 ноября 1907 года в Петербурге появилось автобусное движение. Но автобус не смог составить конкуренцию трамваю и даже извозчикам. Спустя три года на маршрутах работало 14 автомобилей. С началом Первой мировой войны все моторы были мобилизованы и отправлены на фронт. Вновь на улицах города автобус появился в 1926 году на это раз автобусные пассажирские перевозки или успех.

Этот вид городского транспорта стал бурно развиваться.

21 октября 1936 года начинает действовать первый троллейбусный маршрут в Ленинграде. Этот вид транспорта сразу пришелся по вкусу горожанам и гостям города.

Война нанесла серьезный ущерб городскому транспорт, особенно во время блокады, но после войны руководством города и силами горожан без перебойная работа городского транспорта была восстановлена.
15 ноября 1955 года в Ленинграде начали действовать первые станции метро Кировско-Выборгской линии.

Городской пассажирский транспорт работает и развивается, появляются новые маршруты, на линию выходят новые транспортные средства более совершенные и комфортные, чем их предыдущие собратья.

Электрический свет появился в СПБ в конце 19 века.

В 1897 году 27 апреля была принята в эксплуатацию электростанция «Акционерного общества „Гелиос“». Находится на Новгородской улице в домах №№9-11.

На следующий год 22 мая состоялся пуск электростанции «Бельгийского Анонимного Общества электрического освещения» (Набережная реки Фонтанки, дом № 104). И электростанции (16 ноября) «Общества электрического освещения 1886 года». Набережная Обводного канала дом №76.

До пуска Центральной электрической станции «Обществом электрического освещения 1886 года» осуществлялся отпуск электроэнергии от семи небольших электростанций.

Водоснабжение Санкт-Петербурга осуществлялось из рек и колодцев, каналов. Долгое время жители города  довольствовались этим. К работам по устройству водоснабжения приступил в 1859 году. Водопровод для района города ограниченного  Большой Невой и Обводным каналом, построило частное акционерное общество, проект сооруженного водопровода оказался неудачным. В зимнее время водоснабжение по нему прекращалось. Вследствие чего в начале 60-х годов его перестроили. В начале 1863 года была построена водонапорная башня на Шпалерной улице (архитекторы И.А. Мерц и Э. Шуберский) и проложено несколько верст трубопроводов для подачи воды. После чего началось регулярное снабжение водой первых потребителей, а затем, с постепенным ростом населения города и увеличением потребности в воде, водопроводные устройства последовательно улучшались и расширялись. Заречные части города, Васильевский остров, Петербургская и Выборгская стороны, снабжались водой отдельными водопроводами от своих насосных установок, устроенными английской акционерной компанией в 1874—75 годах. В 1891 году водоснабжение незаречной части перешло в распоряжение города, а затем, после  выкупа заречных водопроводов, с 1893 года все водоснабжение  Петербурга оказалось сосредоточенным в руках городского управления. С 1898 года начато сооружение фильтровальных установок на водопроводах. 

В начале 20 века городскими водопроводами подавалось  более 20 млн. ведер воды в сутки (240000 метров кубических) , что при населении около миллиона составляет более 20 вед. в сутки на человека (240 литров). Вода до впуска в городскую сеть пропускалась через песочные фильтры.   Но качество воды в городском водопроводе оставляло желать лучшего. Не в пользу качества воды сказывалась недоброкачественность воды в основном источнике города - реке Неве. Воды Невы регулярно загрязнялись  вследствие промышленных сбросов в нее предприятий  расположенных по берегам и деятельности людей.

В 1911 году на Петербургской (Петроградской) стороне была построена станция фильтрации с озонированием воды. На Главной водопроводной станции было внедрено обеззараживание питьевой воды хлором.

В настоящее время Санкт-Петербург имеет технически совершенную систему водоснабжения соответствующую потребностям его жителей и гостей.

Система водоснабжения Санкт-Петербурга представляет собой комплекс взаимосвязанных инженерных сооружений, обеспечивающих бесперебойную подачу потребителям воды. В него входят 4 водопроводных станции в городе, 5 водопроводных станций в пригородах, 177 повысительных насосных станций, разветвленная сеть трубопроводов протяженностью 6 391,2 километров. Основным источником воды является река Нева.

Из Невы поставляется более 96% воды от всей подачи, которая проходит обработку на 5 наиболее крупных водопроводных станциях:

•Главная водопроводная станция
•Северная водопроводная станция
•Южная водопроводная станция
•Волковская водопроводная станция
•Водопроводные очистные сооружений г.Колпино
 

  Целенаправленное сооружение канализационной сети в Санкт-Петербурге началось по указу императрицы Екатерины II.  В 1770 году началось строительство подземных каналов вдоль главных улиц для отвода дождевых вод. Трубы каналов выкладывались из кирпича или сооружались из деревянных щитов, в определённых местах над трубами устраивались колодцы, перекрытые металлическими решётками, через которые поверхностные воды попадали в подземные каналы и по ним стекали в городские водотоки. Подземные трубопроводы строились бессистемно, иногда с недостаточным уклоном, что затрудняло сток воды, а во время сильных дождей приводило к затоплению улиц. К 1834 протяжённость подземных каналов 95 км. Домохозяевам разрешалось пользоваться внутри-домовыми сантехническими приспособлениями (умывальниками и другими) при условии слива загрязнённых вод во дворах в специально отведённые места (так называемые выгребные ямы). В 18-19 веках домовые уборные устраивались либо во дворах, либо в холодных пристройках к зданиям и на лестничных клетках. Тёплые помещения для уборных отводились только в самых благоустроенных домах. Стоки из уборных поступали в специальные выгребные колодцы во дворах. Обязанность по очистке выгребов возлагалась на домохозяев. Нечистоты вывозились на огороды и свалки (зачастую в черте города). некоторые домовладельцы самовольно присоединяли дворовые выгребные колодцы к уличным водостокам и спускали нечистоты в реки и каналы, в них же сбрасывались без очистки и стоки промышленных предприятий. Загрязнение городских водотоков и засорение уличных каналов вынудили правительство в 1845 издать закон, запрещавший присоединять дворовые выгреба к уличным трубам. Но исполнение закона со стороны властей города контролировалось слабо, и самовольный сброс в канализационную сеть расширялся. К концу 19 века в связи с быстрым развитием водопроводной сети и застройкой города многоэтажными домами, оборудованными уборными промывного действия, началось массовое присоединение дворовых выгребов к сети уличной канализации.  Сложилась так называемого общесплавная система канализации, когда по одной сети отводились бытовые, промышленные и поверхностные сточные воды. Отсутствие систем очистки стоков привело к превращению рек и каналов Петербурга, в открытые канализационные коллекторы, которые прорезали территорию города по всем направлениям.

Начиная с 1866 Городская дума рассматривала различные проекты устройства системы канализации, однако ни один из них не был осуществлён.

К 1917 году протяжённость канализационных магистралей в Петербурге составляла 486 километра (в том числе с деревянными трубами 356 км, бетонными - 130 км), 40% улиц канализации не имели. В хозяйстве города имелось 40 тысяч выгребных ям. В 1920-х годах был разработан проект сооружения системы раздельной канализации (утверждён Ленсоветом в 1925). Проектом предусматривался отвод бытовых и промышленных стоков к местам выпуска в Финский залив, а поверхностных вод по другим трубопроводам — в ближайшие водотоки. По проекту 1925 территория Ленинграда разделялась на 4 бассейна канализования: Незаречный (с главный станцией в устье Фонтанки), Василеостровский (с главный станцией в районе Гребного порта), Петроградский (с главный станцией на Крестовском острове) и Выборгский (с главный станцией в районе к Западу от Старой Деревни). В 1925 начались работы по прокладке канализационной сети в центральных районах Ленинграда, а также на бывших рабочих окраинах (Невской и Нарвской заставах, Выборгской стороне, Большой и Малой Охте, на острове Декабристов и в Галерной гавани). К концу 1927 протяжённость уличной сети канализации подросла до 716 км (в том числе деревянном исполнении - 445 км. В том же году началась замена деревянных труб бетонными. К 1935 завершилось строительство канализации на Васильевcком острове (протяжённостью 153 км). Опыт строительства выявил сложности, возникшие при прокладке труб на больших глубинах, и потребовал внесения изменений в проект. К 1941 общая протяжённость сети канализации достигла 1130 км.

В первую блокадную зиму (1941—42) канализация  и водопровод вышли из строя и были восстановлены в 1942 году и уже безостановочно функционировали все военные годы.

В 1949 началось переустройство сети канализации в центральной части Ленинграда (между Невой и Обводным каналами) по общесплавной системе: были  сооружены коллекторы вдоль Обводного канала, Фонтанки, канала Грибоедова, Мойки и Пряжки, подключённые к главный насосной станции на проспекте Огородникова (введена в строй в 1958), которая сбрасывала стоки в устье Фонтанки. В начале 1970-х годов к этому бассейну подключили коллектор, проложенный вдоль левого берега Невы, а также канализационную систему районов к Югу от Обводного канала. К 1956 протяжённость уличной сети канализации составляла - 1207 км. В 1963 разработана новая генеральная схема ленинградской канализации, которая предусматривала создание 3 бассейнов канализования: 1) южного и центрального частей Ленинграда (включая Васильевский остров) с очистными сооружениями на остров Белый; 2) северной части Ленинграда (включая Петроградскую сторону) с очистными сооружениями в Ольгино); 3) юго-запад с очистными сооружениями на Волхонском шоссе. Предложенный генплан городской канализации успешно претворен в реальность. В настоящее время 99,99% канализационного сброса очищается специальных станциях очистки. Что положительным образом сказывается на состоянии воды  в Неве, Финском заливе и других природных водоемах. Известно, что от исправного функционирования канализации напрямую зависит здоровье и благополучие население города.

Первые в России установки для получения газа (ретортные) появились в Петербурге в начале XIX века Первоначально газ использовался преимущественно для освещения. В 1819 году на Аптекарском острове впервые зажглись газовые фонари. В 1835 в Петербурге учреждено «Общество освещения газом Санкт-Петербурга», которое имело монополию на промышленное производство и продажу газа. В том же году в районе Обводного канала закончено строительство первого в России газового завода, работавшего на каменном угле. Уголь для получения светильного газа доставлялся из Великобритании. Доставляемый по морям на пароходе уголь был белее дешевым угля из Донбасса. А всё оборудование для освещения изготовлялось на заводах Петербурга. Газовые магистрали в городе монтировались из чугунных труб.

В 1839 завершено было строительство газопроводов для уличного освещения первой очереди и сооружены 167 газовых фонарей для освещения Дворцовой площади, Малой и Большой Морской улиц. Невского проспекта (до Фонтанки), Большой Садовой, Обуховского и Царскосельского проспектов (до Обводного канала). В 1856 на Обводном канале построен второй газовый завод (просуществовал до 1972). К концу XIX века в Петербурге действовало 5 газовых заводов общей мощностью 30 млн. метров кубических газа в год. Газ предназначался для освещения улиц, учреждений и торговых заведений, для отопления, подогрева воды и приготовления пищи. С появлением в 1880 в Петербурге электрического освещения газ стал использоваться главным образом как топливо. К 1915 в квартирах Петрограда установлено было около 10 тысяч газовых плит и около 20 тысяч водонагревателей. В годы Первой мировой войны газовые заводы работали на донецком угле. Ввод в эксплуатацию в 1935 коксогазового завода в Ленинграде и коренная реконструкция действующих заводов способствовали увеличению производства газа в городе к 1940 до 48 млн. метров кубических в год, а число газифицированных квартир увеличилось до 25 тыс. Великая Отечественная война прервала газификацию и газоснабжение Ленинграда, почти все газовые заводы были разрушены.

К 1946 были завершены работы по восстановлению Ленинградского коксогазового завода, который уже в 1948 дал 73 млн. метров кубических газа в 70 тысяч квартир. В конце сороковых годов в Ленинград пришёл сланцевый газ по 270 км газопроводу из Кохтла-Ярве. В 1956 город получил уже 163 млн. метра кубических сланцевого газа. В 1959 был сооружён и введён в эксплуатацию магистральный газопровод Серпухов — Ленинград протяжённостью 806 км. Начался период интенсивной газификации городского хозяйства и промышленности. В 1967 вступил в действие магистральный газопровод Белоусов — Ленинград, а в 1969 — Ухта — Торжок — Ленинград. В 1972 закончилось строительство вокруг Ленинграда кольцевого газопровода высокого давления, обеспечившего бесперебойное снабжение потребителей газом. В конце восьмидесятых годах подача газа в Ленинград в зимний период превысила 35 млн. метров кубических в сутки; протяжённость газовых сетей составила 4850 км; было газифицировано 1,26 млн. квартир; газ получили свыше 11 тыс. промышленных предприятий и культурно-бытовых объектов. В Ленинграде потреблялось около 12 млрд. метров кубических природного газа и 15 тысяч т сжиженного газа в год.

Санкт-Петербург находится в зоне умеренного климата. Температура воздуха  в городе наиболее холодной пятидневки городе составляет -26°С. Абсолютная минимальная температура воздуха - -36°С. Продолжительность периода со средней суточной температурой воздуха ниже 8°С - 220 суток. Средняя температура воздуха, периода со средней суточной температурой воздуха ниже 8°С - 1.8°С.

При таких температурных показателях без обогрева помещений люди не смогут комфортно жить.

С начала строительства Санкт-Петербурга для обогрева помещений в зданиях применялось печное отопление.

Для крупных зданий российские инженеры разрабатывали водяные системы отоплении. Ярким примером успехов отечественных теплотехников стала система отопления Летнего дворца Петра I, построенного в 1714 году в Санкт-Петербурге.

К концу XIX века водяные системы отопления с гравитационной схемой циркуляции теплоносителя получили широкое распространение. Системы водяного отопления совершенствовались в них стали включать насосы для улучшения циркуляции воды.

В России новый тип отопления было впервые осуществлен в 1909 году в здании петербургского Михайловского театра. Спроектировал систему отопления инженер Н.П. Мельников. После этого удачного опыта насосно-водяное отопление скоро начало применяться в других крупных зданиях города: в Мариинском театре, в здании Эрмитажа, в новых корпусах Института инженеров путей сообщения, в корпусах Орудийного завода и других.
Поскольку для работы насосов требовалось электричество, распространение систем отопления с насосным побуждением тормозилось недостаточной электрификацией города. По сути, только с приходом советской власти и началом реализации плана ГОЭЛРО в 1920 году стало возможным широкое развитие подобных систем. Начиная с 1924 года в Ленинграде в одном из первых городов в СССР появились централизованные системы водяного теплоснабжения.

В настоящее время в систему теплоснабжения Санкт-Петербурга входят: 12 ТЭЦ: 8 ТЭЦ ОАО «ТГК-1» (2 854 МВт, 12 015 Гкал/ч); 3 ведомственные ТЭЦ (80 МВт, 1 634 Гкал/ч); Северо-Западная ТЭЦ (900 МВт, 700 Гкал/ч).

609 котельных: 454 котельные ГУП «ГЭК СПб» (8682 Гкал/ч); 108 котельных ООО «Петербургтеплоэнерго» (557 Гкал/ч); 47 котельных ЗАО «Лентеплоснаб» (840 Гкал/ч).

 Около 7000 км тепловых сетей.

Также в теплоснабжении участвуют ведомственные котельные (692 еденицы).

Суммарный прирост тепловой нагрузки Санкт-Петербурга с 2004 до 2015 годы составил юолее 8300 Гкал/ч, в период 2016-2025 годы ожидает прибавление 3193 Гкал/ч.

Доля централизованного теплоснабжения будет составлять около 77 % от суммарной подключенной нагрузки.

Наибольший прирост тепловой нагрузки в связи с застройкой территории в период до 2015 года происходил в Южном, Северном, Северо-Западном, Юго-Западном и Пушкином тепловых районах.

В период 2016-2025 годов основной прирост тепловой нагрузки ожидается за счет активного развития пригородных районов Санкт-Петербурга, Юго-Западного и Северо-Западного тепловых районов.
 

Источник: открытые материалы Интернета.

Так это было, так это есть и так будет

Обзорная статья

Становление ресторанного дела в Петербурге

История гостиниц

Становление общественного транспорта

Метрополитен

 

 

Другие проекты

Целитель природа

Мир поэзии

 

 
 
 

Мой Петербург